Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Как найти дело всей жизни? Не бояться пробовать!

Как найти дело всей жизни? Не бояться пробовать!

Как найти дело всей жизни? Не бояться пробовать!
15.12.2020

Психологи считают, что формирование профессионального самоопределения начинается с 12 лет. Но в условиях быстро меняющегося мира и стремительного появления новых профессий важно предоставлять о них информацию и реализовывать возможность профессиональных проб как можно раньше.

Для максимальной эффективности профориентация должна быть непрерывным процессом: начинаться с дошкольных групп, сопровождать ученика в течение всего процесса обучения, направляя его, помогая сделать осознанный выбор профессии, которая будет ему интересна и станет его любимым делом.

О том как построена профориентационная работа в ГБОУ города Москвы "Школа № 1577", партнере НИУ МГСУ в проекте «Инженерный класс в московской школе», Учительской газете рассказали Елена Карабицкая, заместитель директора по качеству образования и Татьяна Онищенко, заместитель директора по содержанию образования.

«В нашей школе разработана «дорожная карта» профессионального самоопределения с учетом возрастных особенностей, возможностей образовательной организации и ресурсов, которые нам предоставляет город.

Наши воспитатели разработали игровые модули по знакомству с профессиями, которые размещены в медиатеке электронных образовательных ресурсов на сайте ТемоЦентра. В дошкольных группах в ходе игры и работы над мини-проектами «Профессии наших родителей», «Моя будущая профессия» ребята получают представление о мире профессий, у них вырабатывается уважение к труду.

Ранняя профориентация позволяет пробовать свои силы в конкурсах, которые, конечно, пока нельзя назвать конкурсами профессионального мастерства, но они определенно способствуют развитию профессионального мышления, освоению профессиональных навыков.

В 2018 году наши малыши вышли в полуфинал Московского детского чемпионата KidSkills в компетенции «Кулинарное дело», а этой осенью в полуфинале уже две команды: в возрастной категории 6 7 лет в компетенции «Кондитерское дело» и в возрастной категории 8 9 лет в компетенции «Графический дизайн».

В начальной школе профориентационная работа продолжается через уроки с приглашенными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, проектную деятельность. Особенно запомнились мастер-классы, которые представили мамы на День матери: они рассказали о своих профессиях, подготовили квизы, квесты, игры, в ходе которых ребята узнали много нового о профессиях, получили представление о секретах мастерства своих родителей.

Большая работа по профессиональному самоопределению проводится для обучающихся 5 11 х классов. Школа принимает участие в городских проектах, назначение которых – многоцелевая предпрофильная подготовка и профориентация. С этого года три 7 х класса обучаются по программе «Математическая вертикаль». В сотрудничестве с колледжами реализуются проекты «Юные мастера» и «Профессиональное обучение без границ», в рамках последнего прошли обучение 235 обучающихся по 9 направлениям.

Школой и колледжами создана динамичная, чутко реагирующая на потребительский запрос система профессионального обучения, позволяющая создавать индивидуальные траектории обучения. Примером может служить обучающаяся 9 го класса, проходящая в настоящее время обучение по двум специальностям – «делопроизводство» и «автослесарь» и уже запланировавшая на следующий год обучение по специальности «электросварщик». В бизнес-плане этой девушки обучение в инженерном классе и открытие автомастерской после окончания школы.

В этом году по запросам родителей и обучающихся были заключены договоры уже с 6 колледжами, что позволит школьникам 9 11 х классов освоить основные программы профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих на базах партнеров нашей школы.

Занятия в рамках проекта «Юные мастера» направлены на получение обучающимися практических навыков, необходимых в жизни. В первом полугодии прошлого учебного года параллель восьмых классов (127 обучающихся) нашей школы на уроках технологии осваивала основы графического дизайна (мультимедийная журналистика), печатные технологии в прессе (искусство верстки) под руководством педагогов из Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова. Во втором полугодии обучающиеся 7 х классов (118 человек) знакомились с электронными схемами (электроника) и основами веб-дизайна под руководством специалистов Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова.

Школа активно использует ресурсы дополнительного образования своих социальных партнеров.

В 2019 2020 учебном году на базе Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова проходили занятия объединения «Архитектурное рисование», в котором прошли обучение 30 учащихся 5 6 х классов школы. На базе НИУ МГСУ 25 учеников 5 х классов обучались на курсах дополнительного образования Центра технологической поддержки образования НИУ МГСУ: была осуществлена подготовка научно-технических проектов школьников по темам «Основы градостроительства и архитектурного макетирования».

В дни осенних и весенних каникул на площадке НИУ МГСУ ученики 9 х классов приобретали новые знания и навыки в профильном молодежном лагере инженерной направленности «Стройка». Программа лагеря направлена на формирование мотивации к выбору инженерных профессий, углубление технологических компетенций учащихся, личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления.

Дополнительное образование в форме кружков, реализуемое в стенах колледжей и вузов, привлекает обучающихся с 7 го по 11 й класс возможностью подготовиться к участию в конкурсах WorldSkills и WorldSkills Junior.

Обучающиеся школы стали победителями в VII Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia 2018 года в номинации «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий (Junior)», призерами на региональном этапе в номинации «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз». В этом году ученик 9 го класса завоевал первое место в VIII Национальном чемпионате «Молодые профессионалы»-2020 (WorldSkills Russia, Junior) в номинации «Полиграфические технологии». Наши обучающиеся на протяжении ряда лет с высокими результатами принимают участие в «Олимпиаде возможностей», соревнованиях профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс»: в 2019 году ученик 11 го класса стал победителем Всероссийского этапа в номинации «Издательское дело».

Сотрудничество с социальными партнерами позволяет педагогам повысить свое профессиональное мастерство благодаря участию в «Университетских средах», обучению на курсах повышения квалификации. В команде наших специалистов теперь 2 эксперта демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, 6 компатриотов.

Современное московское образование невозможно представить без профильного обучения.

Оно предоставляет возможность удовлетворить запросы детей и родителей, помочь выстроить индивидуальную траекторию развития, дать учащимся глубокие и прочные знания именно в той области, где они предполагают реализовать себя в будущем. На основе запросов социума в школе успешно реализуется 4 профиля: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический.

Мы являемся кандидатами в проект «Инженерный класс в московской школе». Ученики инженерных классов – призеры и победители научно-практических конференций «Инженеры будущего», «Учись строить будущее», городского конкурса «Инженерный старт», олимпиады Casio. Сориентировать в будущей профессии и приобрести необходимые навыки помогают практика в лабораториях НИУ МГСУ и МГТУ имени Баумана, участие в «Субботах московского школьника», в проектах «Инженерные каникулы». На протяжении ряда лет наши ребята принимают участие в работе выездной проект¬но-исследовательской инженерной школы «Город будущего» в Звенигороде. Результатом стала победа проекта команды в номинациях «Лучшая научно-производственная концепция» и «Приз зрительских симпатий».

В рамках «Суббот московского школьника» учащиеся профильных классов естественно-научной направленности осваивают навыки медицинских профессий с помощью интерактивного комплекса «Телементор» в лабораториях предпрофессионального образования МЦКО.

Профильное обучение дает свои результаты: в копилке школы стобалльные результаты по физике, химии, русскому языку, литературе. В этом году все выпускники инженерного класса поступили в профильные вузы.

Неотъемлемой частью педагогического процесса в школе является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения. Работа в данном направлении имеет цель формирования у школьника, особенно старших классов, жизненных ориентиров и установок, направленных на осознанный выбор профессии. На основании диагностики профессиональной направленности обучающихся, которую осуществляют специалисты психолого-педагогической службы школы, дальнейшую работу с родителями и ребятами проводят классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог. Это и тренинги, и индивидуальные консультации, и рассмотрение возможных траекторий профессионального образования, и разработка планов профессионального развития.

Мы считаем, что в результате последовательной реализации программы профессионального самоопределения, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершен процесс выбора профессии с учетом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станут дальнейшая успешная социализация выпускников и их легкое вступление в профессиональный мир».

Учительская газета